9 марта празднуется профессиональный праздник: «День диджея».
В танцевальном мире не так много диджеев и именно благодаря им танцы играют новыми красками на каждом соревновании.В честь праздника мы задали несколько вопросов Андрею Серпову — одному из диджеев России, которому доверяют масштабные турниры и федерации.

Диджей в бальных танцах — довольно узкая ниша. Как Вы решили стать диджеем в этом виде спорта?
(Возможно, Вы уже работали диджеем, но в другой индустрии? Или танцевали когда-то)
Я со многими диджеями общался на этот счет, и у почти у всех одинаковая история: попросили как-то подменить/озвучить мелкий турнир, а потом пошло-поехало. У меня было почти так. Началась все с того, что изначально я делал бальные обработки. Занимался я этим года три или четыре, а потом мне спонтанно предложили приехать в другой город озвучить турнир. Я сильно сомневался сначала, потому что до этого вообще никогда нигде не работал в качестве диджея, но в итоге согласился.
Думаю, стоит отметить, что я и сейчас являюсь действующим танцором, поэтому первая работа диджеем была именно на турнирах.
Обучались ли Вы где-то профессии? Возможно, у Вас есть музыкальное образование? (Тут можно рассказать где и на кого учились)
Именно работе на турнирах я не обучался, но музыкальное образование у меня есть. Я окончил 8 классов музыкальной школы — моей специальностью была балалайка. Не могу сказать, что мне это как-то сильно помогает сейчас, но базовые знания музыкальной теории точно не лишние.
В работе диджея самое главное — музыкальный вкус и гибкость мышления, музыкальное образование очень-очень косвенно может помочь. Наша задача — не ставить то, что нравится нам, а ориентироваться на вкусы аудитории.
Сколько времени уходит на создание одного трека сейчас?Этот вопрос я слышу чаще всего… Все очень индивидуально и зависит от огромного количества факторов. Какие-то треки уже готовы: их нужно только выровнять по темпу и немного подкорректировать звук — на это уходит не больше часа. Есть целые проекты, которые я делаю неделями. Там приходится прописывать абсолютно все партии с нуля, подбирать звуки, обрабатывать их и еще много-много всего. Думаю, в среднем на один трек у меня уходит 3-4 часа.
А когда только начинали?
Как ни странно, когда я только начинал, я мог выпускать по 3-4 трека в день, но тогда и качество моих обработок было совсем другим. Сейчас, как говорится, редко, но метко.
Как можно монетизировать музыку в бальных танцах?Саму бальную музыку монетизировать достаточно тяжело: на это влияют и авторские права, и проблемы с выпуском треков, и, в целом, наличие платформы, где можно продавать музыку. Сейчас это особенно тяжело, потому что все крупные лейблы находятся за рубежом, а выводить оттуда деньги очень непросто.
Что касается работы на турнирах, то монетизировать это не так сложно. Поначалу зовут на турниры, потом со временем появляется больше контактов и знакомств, вместе с этим прибавляется работа. Если работать каждые выходные, то в сумме получается вполне достойная зарплата.
Трудно ли сейчас людей удивить музыкой?Как я уже писал, я являюсь действующим танцором, поэтому не так часто работаю на турнирах (приходится выбирать: работать на турнире или станцевать на нем же какую-то хорошую категорию). Из-за этого музыка, которую я ставлю на турнирах, часто не такая заезженная. После работы на турнирах ФТСАРР (я уже больше года являюсь одним из официальных диджеев этой федерации) я понял, что удивить музыкой сейчас достаточно тяжело. Из-за частоты турниров почти все известные треки играли уже много-много раз. На таких крупных соревнованиях всегда приходится придумывать что-то новое, чтобы было и танцорам классно танцевать, и судьям интересно.
На самом деле, не всегда нужно именно удивлять музыкой. Обычно подборка даже самой заезженной, но хорошей музыки заходит гораздо лучше, чем какие-то новинки.
Как Вы считаете, что больше нравится танцевальной аудитории: классические ритмы бальной музыки или интерпретация трендов?Тяжело говорить за аудиторию, потому что в каждом городе танцорам разного возраста нравится разная музыка.
Поскольку я вырос в Москве, мне уже давно нравится классика. На турнирах в ЦФО, например, тоже всегда больше заходит классическая музыка.
Что касается трендов, они тоже хорошо заходят на турнирах, но все зависит от конкретного трека. Если классика всегда звучит хорошо, то тренды иногда вообще не вписываются в бальные танцы. У меня были ситуации, когда я делал обработку на какой-то очень популярный трек, но на турнире в итоге он звучал странно, потому что формат танцевального спорта немного другой.
Как относитесь к хитам наподобие «бобра», когда их включают на представлении взрослых пар на крупном турнире?
Во мне сейчас разочаруются, наверное, многие мои знакомые, но я отношусь к этому позитивно. Да, такие треки это странно, это вообще не про танцы, я согласен. Но на презентации пар иногда нужен глоток свежего воздуха, нужна живая реакция публики. Когда играет какой-то подобный трек, то паре интересно под него танцевать(сужу по себе), потому что они его наверняка знают очень хорошо, и при этом аудитории интересно наблюдать, как пара сможет сделать шоу из чего-то странного. Лучший пример этого — презентация Олега Чжена и Алины Агеевой на ROC 2024 в финале международных соревнований. Они танцевали под Gangnam style, всем советую посмотреть.
Что посоветуете танцорам, которые рассматривают работу диджеем в нашей индустрии?
Главное, наверное, это искать свой стиль в музыке. Не надо ставить то, что ставят все. Лучше находить что-то интересное и пытаться обработать это под бальные танцы. Я обычно стараюсь искать оркестровые или бэндовые каверы, чтобы трек максимально органично звучал на турнире.
Бальный диджей это не только человек, который подбирает музыку для десяти танцев, но и тот, кто всегда создает атмосферу турнира. Поэтому, чем больше интересных музыкальных решений удастся найти, тем выше вероятность, что организаторы и судьи запомнят именно тебя.