1. Главная
  2. Блог
  3. Бальные танцы
  4. Мир танцоров
  5. Тренировки с умом. Всё про интегративный подход по развитию тела и мышления танцоров от Аниты Долговой

Тренировки с умом. Всё про интегративный подход по развитию тела и мышления танцоров от Аниты Долговой

04.06.2024
929

Анита Долгова - человек, чья жизнь и карьера представляют собой настоящую историю. С самого детства она профессионально занималась художественной гимнастикой и успела завоевать звание Мастера спорта России.

В мире бального танца Анита нашла новое призвание. Её опыт художественной гимнастки стал особым преимуществом в обучении и тренировке танцоров, а уникальный подход к обучению и любовь к искусству позволили ей стать успешным наставником и тренером, ведущим своих подопечных к вершинам пьедестала.

photo1717502998 (3).jpeg

 Анита Долгова

⁃ Мастер Спорта России по художественной гимнастике
⁃ Тренерский опыт работы более 20 лет с артистами Большого и Мариинского театров, танцорами и профессиональными спортсменами других видов спорта
⁃ Автор методики «Система спортивного интеллекта тела»
⁃ Тренер/спортивный наставник/ментор
⁃ Создатель авторских курсов по развитию тела

Сегодня мы имеем уникальную возможность поговорить с Анитой и узнать о её пути к успеху и о взгляде на мир бального танца:

photo1717502998 (1).jpeg

Каким спортом Вы занимались и каких результатов достигли?


— Я с трёх лет в художественной гимнастике. Всю свою жизнь отдала этому спорту, занималась профессионально, получила звание Мастера спорта России. Безумно благодарна своим тренерам за всё, что в меня вложили. Был период, когда я вызывалась в сборную страны. Но так сложились обстоятельства, что из-за учёбы этим шансом у меня не получилось воспользоваться. Однако моя карьера на этом не закончилась и очень ярко продолжила развиваться уже в спортивном вузе, на тот момент академии физической культуры и спорта П.Ф. Лесгафта, где я входила в состав команды под руководством заслуженного тренера России — Инны Быстровой, куда мечтали попасть все девчонки. И далее моя карьера плавно перетекла в профессиональное танцевальное шоу при университете, тогда академии. Там я начала работать с солистами Мариинского театра. Наша команда была известна в то время на всю Россию своими яркими, потрясающими шоу-номерами. Мы очень много гастролировали. Что касается моей тренерской карьеры, она стартовала там же, при ВУЗе.

Как Вы пришли в бальный мир? И откуда столько знаете про технику танцоров?

— В бальный мир я пришла совершенно случайно. Знакомые попросили меня поработать с одной замечательной девушкой-танцором. Ей очень понравилось и она меня познакомила с другой известной в бальном мире танцовщицей. Именно они своей огромной мотивацией зажгли мой интерес начать изучать работу тела танцоров. Далее обо мне начали узнавать всё больше и больше танцоров. Процесс меня очень сильно завлёк и я занялась изучением механики и формированием собственной методики развития тела.

— В процессе профессиональной карьеры мне уже доводилось активно поработать с артистами Михайловского и Мариинского театров, это оказало большое влияние на дальнейшее профессиональное развитие. Про физиологию, анатомию и биомеханику я знала не понаслышке. Также в университете я очень глубоко изучала разные методики подготовки, развития и совершенствования тела и его физических возможностей. Поэтому бальные танцы гармонично встроились в мой фокус работы (так как был огромный спрос на интегративный подход), дополнив и украсив его яркими эмоциями.

— Можно сказать, я фанат раскрытия потенциала и внутренних ресурсов тела спортсменов. Сейчас я продолжаю учиться, узнавать всё больше инструментов по быстрому и результативному совершенствованию тела, чтобы спортсмены могли активно развиваться и качественно использовать свой потенциал в танце и балете, улучшая и облегчая качество исполнения движений различной сложности.

photo1717502998 (4).jpeg
Чем наставничество отличается от обычных уроков и почему танцорам это нужно?

— Наставничество — это работа, прежде всего с человеком, а не с его обособленным телом, потому что, как показывает практика, в спорте чемпионство начинается не с зала, а с головы! Для меня форма работы в наставничестве — это прямая коммуникация с каждым спортсменом, анализ множества разных сфер его жизни, от которых напрямую зависит результат.  Образ жизни, мышление, установки, способности тела, психологический фактор, ресурсы организма, здоровье, энергия, питание, восстановление и многое-многое другое.

— Чтобы спортсмены быстрее доходили до желаемых целей, я построила целую систему развития, которую назвала «Sport in balance», где я веду ребят «от» и «до». Начиная от анализа спортивного пути, физических качеств и способностей, а также скрытых ресурсов тела и построения индивидуальной системы подготовки, до выстраивания внутренней опоры, уверенности в себе, системного контроля хорошего состояния и самочувствия. Это некое колесо баланса, где танцоры закрывают все свои потребности и чувствуют себя уверенно и защищенно, где у них не остается вопросов. Отсюда прямой и протоптанный путь до результата.

— Это находка для любого спортсмена, танцора, потому что мы коммуницируем всецело в тесном контакте всех сфер жизни человека. Не нужно тратить дополнительное время и искать специалистов, которые тебе качественно помогут в разных направлениях. Все очень целостно и системно. Благо, мое образование и опыт позволяют обеспечить подопечных всем необходимым.

С какого возраста к Вам можно приходить на занятия?

— У меня есть наставничество по телу, где мы работаем непосредственно с телом через спортивный интеллект, развивая с умом необходимые физические качества и способности в возрасте от 10-12 лет.

— Есть также комплексное наставничество, где я работаю над целостной системой профессиональной жизни спортсмена в возрасте от 16-18 лет, потому что это требует очень осознанного подхода. Но самые масштабные изменения, конечно, происходят у более взрослых ребят. Так как здесь ценится не только каждая минута, проведённая в зале, но и каждое качественное изменение, приобретенное на тренировке, которое в последствии ответственно фиксируется. Посмотреть их результаты можно в моём профиле в соц. сетях.

photo1717502998 (2).jpeg

Как Вы считаете, зависит ли результат от количества тренировок? Сколько танцору нужно тренироваться с педагогом в неделю и сколько самостоятельно?

— Конечно, должна быть система и регулярность, но я считаю, что это не всегда прямая корреляция. Не всегда «Большое количество тренировок = крутой результат». У ребят разные тела, ресурсы, возможности тела и здоровья, поэтому очень важно для каждого знать свои ключевые особенности . Здесь уже задача тренера – исследовать эти особенности своих спортсменов и создать цикличную систему подготовки для планирования тренировочного процесса.

— Что касается тренировок с педагогом и самостоятельных занятий – здесь, конечно, всё зависит от возраста и поставленных целей. Но я придерживаюсь мнения, что танцор должен быть осознанным и уметь или хотя бы учиться работать самостоятельно в любом возрасте. Кроме того, работать самостоятельно он должен даже лучше, чем с педагогом. Педагог тут как путеводная звезда – учит и направляет танцора. Как он пройдет свой путь, с какой скоростью и каким качеством полностью зависит от него!

— Всё строится на ответственности спортсмена и его целеустремленности. Можно брать огромное количество тренировок с тренером и получать результат гораздо меньший, если нет осознанности, а можно очень грамотно и продуктивно тренироваться самостоятельно. Поэтому я считаю, должен быть баланс. И у каждого спортсмена свой подход на этот счёт!

Как Вы считаете, чем дополнительно нужно заниматься танцору для эффективного прогресса?

— У каждого танцора свой уникальный набор способностей. Одни развиты лучше, другие хуже. Также есть темперамент и разные способы взаимодействия и контакта со своим телом. Все эти составляющие важно учитывать при формировании тренировочного процесса.

— Что касается интеграции других занятий в график тренировок спортсмена, то я поддерживаю занятия по хореографии, но с небольшой поправкой. Она должна быть адаптирована под вид спорта, где педагог буквально индивидуально собирает каждый мышечный пазл каждого ученика и очень хорошо понимает биомеханику и концепцию движения, для которого формируется определённый мышечный потенциал. Я также поддерживаю занятия адаптированным специализированным стретчингом для танцоров.

photo1717502998.jpeg

Также я определённо «за» кардио — бег, скакалка и так далее. Но нужно обращать внимание не только на строение тела и его вес при назначении кардио тренировок, но и на особенность мышечных волокон, грамотно подбирать нагрузку и ее специфику для достижения необходимого эффекта.

  — Однако приоритетно и лично для меня особенно важно в дополнительной работе танцора уделять внимание СФП (специальная физическая подготовка), где тренировка направлена на специальную танцевальную выносливость и на развитие специальной мышечной силы, что важно: именно тех мышечных цепей, которые используют танцоры.


  — Что касается дополнительных тренировок по другим направлениям танцев, то это дело бесспорно полезное. Они, как все мы знаем, развивают тело всесторонне. Однако будьте внимательны к своему телу, анализируйте его реакцию на ту или иную нагрузку. И если чувствуете, что после дополнительных тренировок у вас ухудшается исполнение движений в основной деятельности, отрицательно изменяются паттерны движений и появляется дискомфорт, то необходимо либо скорректировать тренировочный процесс, либо исключить новый вид двигательной деятельности.

Можно ли танцору перестроить работу своего тела во взрослом возрасте?

— Однозначно, да. Здесь важны грамотные специалисты рядом, желание и мотивация самого человека.

Даёте ли Вы уроки в записи или же доступна только работа офлайн?

— Основное взаимодействие со мной осуществляется конечно же офлайн на тренировках, но это не значит, что онлайн неэффективно. Онлайн я работаю в наставничестве и провожу консультации. Также я периодически выпускаю новые онлайн-курсы в записи, которые дают колоссальный рост танцорам различного уровня в понимании собственного тела и его возможностей. Я создала свой авторский курс по развитию стоп-танцоров, который назвала «4С – Сделай свои стопы сам». Курс состоит из четырех модулей. Сейчас выпускаю уже второй модуль, который называется «Скульптура стопы». Первый модуль «Сильные стопы» имел максимальный охват в соц. сетях, большой успех у ребят и помог многим танцорам. После этого курса для меня онлайн-пространство открылось с совершенно новой стороны!

Связаться с Анитой можно через запрещённую социальную сеть в РФ @anitadolgova


Редакция Inglaze благодарит Аниту Долгову за информативное и полезное интервью, а также желает успехов в развитии и работе!

Оставайтесь с нами, вас ждет ещё много интересных статей! 

Фотограф: Соколова Юлия

Комментарии
Name
Email
Phone
Ваше имя
Ваш email
Оставить комментарий
почта