1. Главная
  2. Блог
  3. Бальные танцы
  4. История бальных танцев
  5. Бальные танцы в СССР : как возникли и какими они были ?

Бальные танцы в СССР : как возникли и какими они были ?

19.04.2024
3236
Мы начинаем серию публикаций об истории и развитии бальных танцев в нашей стране.   
Развитие бальных танцев в СССР началось в 30-е годы XX века, когда в Москве открылись курсы по обучению современным и латиноамериканским танцам. Но в это время советские граждане ещё не проявляли большого интереса к бальным танцам, так как считали их «западными» и чуждыми для советской культуры, и эти курсы посещало очень небольшое количество народа.


Годом зарождения спортивного бального танца в нашей стране является  1957 год. Именно в этот год в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого прошел первый танцевальный турнир. Соревнования проходили по европейской программе танца. Для участия в показательных выступлениях была приглашена лучшая на то время пара в европейской программе, чемпионы Европы Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир.



Видео взято из открытых зарубежных источников. Сольное выступление пары Гарри и Дорин  вы можете увидеть в финале  

Их выступление произвело невероятное впечатление на всех зрителей и было очень важным событием для поклонников бального танца в нашей стране.  Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир прочитали лекции по которые были записаны и сняты на кинокамеры танцорами и педагогами того времени.

Все эти события в совокупности являются условной точкой отсчета начала истории бальных танцев в России.

Кто первый организовал коллектив по бальным танцам в СССР ?


Первый коллектив на территории современной России открылся в 1962 году в  Московском Городском Доме Учителя открылась «Студия 62» (позже переименована в "Созвездие"), под руководством Александра Тимофеевича Дегтяренко. 

1301599_original.jpg
В сороковые годы прошлого столетия он окончил хореографическое училище и работал по специальности. Так же окончил те самые курсы, готовившие преподавателей бальных и западных танцев. Но в 1941 он ушел на фронт. Александр Тимофеевич прошел всю войну, и на полях сражений получил осколочное ранение легких, которое впоследствии помешало ему выйти на танцевальную площадку. После войны основным местом его работы стал Московский институт культуры где он работал старшим преподавателем по бальному танцу.

Отбор в студию был конкурсным, ведь речь шла уже о соревновательном танцевании международной программы танцев.

1302119_800.jpg

 Первыми учениками стали Бруно Белоусов, Виктор Попов, Альфред и Нина Бартэль, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова (Дектяренко), Леонид Магазинер и Валентина Бородачева, Владимир Юдин и Людмила Самохвалова, позднее - Владимир и Людмила Самородские, Татьяна и Валерий Раздрогины, Лариса и Владимир Кузнецовы.

bruno.jpg
Бруно  и Марина Белоусовы


Период 60-х годов в полном смысле можно назвать периодом  любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время.  В 1970-е годы  с усложнением программ практически все ведущие танцоры начинают вести педагогическую работу в танцевальных студиях, которые организовали ученики Александра Тимофеевича по его же просьбе, ведь он хотел видеть большее количество коллективов в Москве.

bartel.jpg
Альфред и Нина Бартэль

Вторым организовал судию Бруно Белоусов в ДК «Химик». Там занимались ныне именитые Станислав и Людмила Поповы, Александр и Елена Чекоткины, Евгения Калиничева, Алексей и Татьяна Азаровы, позже Николай Пузан и Лидия Исаева. Еще чуть позже появились «Виктория 77»  Валерии и Татьяны Раздрогиных, «Радуга» Альфреда и Нины Бартэль, «Эврика» Ларисы и Владимира Кузнецовых. 

koshelev.jpg
Сергей Кошелев и Ангелина Монакова (Дектяренко)

Хочется отметить, что в то время как в центральной России бальный танец только начинал свои первые шаги, в прибалтийских республиках СССР уже проводились крупномасштабные соревнования и бальная культура была вхожа в народные массы. Самым значимым турниром становится международный турнир "Янтарная пара" , проводимый в Каунасе (Литва) великолепной парой Чесловасом и Юрате Норвайша. Организаторам удавалось приглашать ведущих танцоров не только социалистических, но и капиталистических стран. Именно на этом конкурсе можно было увидеть своими глазами выступление чемпиона мира, оценить технические и хореографические новинки, прочувствовать веяния современной танцевальной моды. 

На "Янтарную пару" стремились попасть все. Наиболее яркими танцевальными парами того периода были прибалты - Юрате и Чесловас Норвайша (Литва), Даля и Витас Камайтис (Литва), Пия и Ааре Орб (Эстония), Пятрас Янулявичус и Лайна Бальцевичуте (Литва).

Янтарная пара 1968 год СССР, Литва, Каунас



 Продолжение следует. В следующей публикации мы расскажем, как развивались бальные танцы в нашей стране в 70-е годы.


Комментарии
Name
Email
Phone
Ваше имя
Ваш email
Оставить комментарий
почта